Сегодня хочу затронуть тему, которая волнует лично меня. Это дисграфия у детей — младших школьников.
Что это такое?
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма. Но НЕ БОЛЕЗНЬ!
Мой младший сын, когда пошёл в школу и начал учиться писать, стал пропускать буквы в словах. Например:
Учитель диктует предложение:
«У Коли в руках бумажный змей». Мой сын пишет: «У Коли в РКах БМажнй змей».
Я долго не могла понять в чём же дело. Проговаривает правильно, а
записывает с пропусками и не замечает этого. Это при том, что он
достаточно хорошо читает. Когда я стала изучать этот важный для меня
вопрос, то поняла, что причины вызывающие дисграфию могут быть как
физиологические, так и психологические. Но вдаваться в подробности и
ломать голову, от чего же так произошло я не буду. Я по мере сил буду
помогать своему младшему школьнику справляться с этой неприятностью.
У детей-дисграфиков многие буквы неверно ориентированны в
пространстве. Такие буквы как «С», «З», «Э», «Р», «Г», могут писаться им
в зеркальном отображении. Также ребёнок может начать писать
предложение с маленькой буквы и часто не ставит в конце предложения
точку.
Какие формы дисграфии существуют?
1. Артикуляторно-акустическая форма.
Это форма, при которой сначала надо научится правильно ПРОИЗНОСИТЬ слово, а уж потом переучиваться его ПИСАТЬ.
Например если ваш младший школьник говорит «колидор», вместо
«коридор», то это значит, что заниматься коррекцией письма не стоит до
тех пор, пока он не научиться произносить слово правильно.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих,
фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся
правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие —
глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и
т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С
и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих
нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие
ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация — в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность
зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и
синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же
элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.
Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют
различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это
непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к
неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Хочется обратить внимание на то, что дисграфия не появляется «вдруг».
Если ребёнок до школы уже пробовал писать, то вы могли заметить такие
же ошибки в написании, о которых я рассказала выше. В этом случае нужно
сразу начинать проводить коррекцию дисграфии, потому что только специалист-логопед может исправить дисграфию, а родители должны помочь ребёнку дополнительными упражнениями.
Чем могут помочь родители в устранении дисграфии у детей — младших школьников?
- Всегда нужно стараться создавать такой настрой, при котором ребёнок чувствует удовольствие от упражнения — игры.
- Если в школе задают писать большие тексты, разбейте его на части и проговаривая каждое слово, записывайте.
- Не нужно переписывать домашнее задание по нескольку раз, даже если
там много ошибок. Это не принесёт пользы, а только подавленное
состояние.
- Хвалите ( сдержанно), даже по самым незначительным результатам.
Теперь то, что касается почерка.
У дисграфиков, как правило или очень мелкий, бисерно-красивый почерк, либо очень крупный, корявый и некрасивый.
Последний, считается лучше, поскольку основной задачей в
корректировке почерка, будет написание небольших текстов в тетради в
КЛЕТКУ!, где каждая буква прописывается в отдельной клеточке. Это очень важно! Мелкий почерк исправить сложней, а вот крупный и корявый исправляется лучше.
Упражнения-игры для исправления дисграфии у детей — младших школьников.
Суть игры «Зачеркни букву» в следующем:
Найдите небольшой, лучше незнакомый текст, НЕ с мелкими буквами,
чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву,
которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например «А».
Сначала пусть ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «А»,
через несколько занятий добавьте ещё одну. Нужно будет одну зачёркивать,
другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен
занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться
сосредоточенным на задании. Потом подключите буквы с которыми есть
проблемы в написании. Начинайте с одной, а через 5-6 занятий, добавьте
вторую. Одну подчёркиваем, вторую — обводим или зачёркиваем.
Лабиринты развивают не только внимательность , и моторику руки, но и учит вести линию безотрывно.
**********************
Помоги тигре дойти до Кенги. Раскрась свой путь:
Дельфинчик плывёт к рыбке. Раскрась путь, по которому дельфинчик плывёт к рыбке.
Помоги рыбке попасть в море. Раскрась её путь.
Помоги котёнку найти ответ:
Желаю успехов и терпения в победе над дисграфией у детей всем детям и родителям!
|