Урок по русскому языку «Развитие умения писать большую букву в именах людей».
2 класс
Цели: развитие умения писать заглавную букву в именах людей, познакомить со словами – именами, какие были имена на Руси, с полными, сокращёнными, ласковыми и пренебрежительными именованиями, значением и происхождением некоторых личных имён; воспитывать чувство гордости своим именем; развивать речь учащихся; обогащать словарный запас слов; закреплять знания учащихся о предложении, составе слова, выполнять звуко – буквенный разбор слов.
1. Организация внимания.
2.Постановка задачи урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Больших Букв. Вспомните, когда впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?
- Первый маршрут путешествия: экскурсия в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках.
На доске запись: КАКВАСЗОВУТ=?!
3.Чистописание и тема урока.
- Какие слова могут составлять предложение – название исторического музея?
- Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
-Как на письме обозначить начало и конец предложения?
- Запишите предложение в тетрадь красиво, слова напишите с правильным соединением букв.
- Прочитайте предложение с правильной интонацией. Подчеркните орфограммы.
- Расскажите, что знаете о предложении.
- Посмотрите на иллюстрацию, прочитайте ещё раз предложение. Кто догадался, какая тема урока?
- Не только об именах, а о написании имён.
- Найдите в словаре и прочитайте, что такое имя?
- Запишите слово имя и выполните его звуко – буквенный разбор.
Проверка.
4. Зал «Почему нас так зовут?» (плакат на доске)
- Прочитайте выразительно название зала.
- Задумайтесь над значением предложения, составляющего это название.
Литературная викторина.
Учитель читает отрывки из сказок, а учащиеся узнают её название, автора, героя.
А) В чашечке тюльпана на зелёном листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали….
- Кто назовёт правило, как записать имя?
- Проговорим имя по слогам. Запишите и подчеркните орфограмму.
Б) – Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…»
- С какой буквы напишите имя девочки? Проговорим по слогам и запишем имя. Подчеркните орфограмму.
В) Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых?
- Проговорите имя по слогам. Запишите и подчеркните орфограмму.
- Почему имя написали с большой буквы?
- Почему так зовут героев?
- То же мы можем наблюдать и у имён людей, но для этого отправимся в другой зал.
5. Зал «Так было».
- Прочитайте название зала.
- Какие же были имена раньше?
- Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда – то человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье, его назвали Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк.
Продолжите 4, 5.
- Давалось имя по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос.
- А если светлые волосы? (Белянка, Светлыш…)
- За маленький рост: Мал.
- А высокого человека как могли назвать? (Велик, Большой…)
- Имя могло отражать черту характера и поведение человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник.
- Продолжите.
- Время его рождения в году: Зим, Вешняк.
- А зимой?
- Профессию: Шуба, Ложка, Пушка.
- Что же изготавливали люди?
-Давались имена, связанные с животным и растительным миром. Волк, Кот, Трава.
- Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю:
- Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
- А если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка. Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.
- Теперь переходим в другой зал.
6. «Ты и твоё имя».
- Прочитайте название следующего зала.
Ученик цитирует слова Гомера: «Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя своё от родителей в сладостный дар получает….»
- У каждого из нас есть имя. Напишите своё имя. С какой буквы? Почему? Подчеркните орфограмму.
-Какое имя ты написал?
- Кто тебя так называет?
- Это полное или сокращенное имя?
- Когда ты будешь взрослым, то как тебя будут называть?
- Запишите своё полное имя, подчеркните орфограмму. С какой буквы записали. Почему?
7. Физпауза.
Игра «Не ошибись». Учитель называет полное имя, а дети сокращенное и наоборот.
- Как вас ласково называют родители?
А как вы ласково называете братишку или сестрёнку, друга?
- Прочитайте ласковые формы слова.
На доске: Марьюшка, Марусечка, Машенька, Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
- Какая часть слова помогла создать ласковые формы слова?
- Назовите в словах знакомые вам суффиксы. Учитель выделяет их.
- Спишите строчку из стихотворения Чуковского, где есть имена. Подчеркните орфограмму.
- Подбери и запиши ласковую форму имени либо своего, либо друга.
- С какой буквы записали, почему, подчеркни орфограмму.
- Ласковая форма имени выражает доброе отношение к именуемому. Однако нередко слышишь в нашей речи грубое обращение: Ванька, Васька. В этих формах порой звучит пренебрежение к человеку, унижение.
- Можно ли так обращаться к человеку?
8. «Что значит твоё имя?
- Прочитайте выразительно название нового зала.
-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков.
- У каждого ученика на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя, откуда пришло оно в наш язык и что обозначает.
- Прочитайте каждый о своём имени.
- Встаньте дети, чьё имя греческое (скандинавское, латинское).
Что означает твоё имя? (Ученики рассказывают о своём имени).
9. Итог урока.
- Что интересного узнали об имени?
- Как пишутся имена? Нарисуйте в тетради смайлик, как вы оцениваете свою работу на уроке.
- Роль имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Поэтому имя употребляется иногда в переносном значении.
Говорят: «У него доброе имя». Дети объясняют смысл.
«Не позорь моего имени».
- Запишите одно высказывание по выбору.
10. Д/З
- Составьте и запишите небольшой рассказ о своём имени.
|