Пересказ как
средство развития речи на уроках чтения
Под
пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими
словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного
говорящим.
Пересказ
рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их
воображение и чувство. Существенной особенностью рассказывания является его
импровизационный характер. В этом трудность рассказывания и в этом же его
воспитательная роль. Рассказывание повышает культуру речи больше, чем
выразительное чтение. Именно в процессе рассказывания происходит обогащение
словаря и фразеологии рассказчика. Из огромного запаса слов, составляющего
словарь русского языка, каждый владеет сравнительно небольшим запасом слов,
которые составляют его личный словарь.
Существует
несколько классификаций пересказов. Мы приводим классификацию, которую
предлагает Найденов Б. С.1:
рассказывание
на основе личных впечатлений
пересказ,
близкий к тексту (подробный пересказ);
краткую
передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ);
выборочный
пересказ;
творческий
пересказ.
Кратко
поясним каждый из видов пересказа.
Рассказывание
на основе личных впечатлений
Этот вид
пересказа предполагает изложение детьми фактов и впечатлений из личного опыта.
Ребенку легче говорить или писать о хорошо ему известном, о том, что он сам
наблюдал, чем понять авторский текст, осмыслить содержание и потом уже писать
или рассказывать. Именно поэтому обучение пересказу целесообразнее начинать
именно с данного вида рассказывания.
Успех
рассказывания зависит от трех моментов: ясности, с которой представляет себе
ребенок то, о чем он говорит; степени его увлеченности рассказом; активности
передачи своих мыслей и чувств. Все это гораздо более присуще рассказыванию на
основе личных впечатлений, чем другим видам пересказа.
Подробный
пересказ
Среди
различных видов пересказов наибольшее распространение в школьной практике
получил подробный пересказ—пересказ текста в той последовательности, в которой
он воспринимается при чтении. При этом он рассматривается главным образом как
средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем
самым обогащения круга представлений и знаний учащихся.
Наблюдения
показывают, что цепкая память ребенка захватывает на непродолжительное время
слова и выражения из текста, требуемые учителем для пересказа. Однако
задержанные памятью для такой утилитарной, близкой цели, они затем очень быстро
«выветриваются», так и не входя в активный словарный запас ребенка. Между тем
из всех видов пересказа подробный пересказ в большей мере способствует
обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной
речи учащихся. Помимо того, что учащиеся знакомятся с яркими оборотами речи,
образцами литературного языка, они овладевают словами, необходимыми для связи
одной мысли с другой, выражающими различные временные и. причинные отношения.
Так появляются в речи детей местоименные наречия, союзы и другие грамматические
категории, которыми дети овладевают практически.
Краткий
пересказ
Умение
кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести
прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном —
важнейшее качество связной речи. Рассказать кратко — задача значительно более
сложная, чем рассказать по дробно, все подряд. В чем же ее особенность, какие
требования она предъявляет к мыслительной деятельности?
Сложность
задачи краткого рассказа (или пересказа) заключается, прежде всего в том, что
она предполагает отбор материала необходимого для воспроизведения основного
смысла воспринятого. Обращаясь к учащемуся с просьбой — рассказать кратко,
учитель обычно формулирует эту задачу так: «Расскажи кратко, рассказывай не все
подряд, а только самое главное, самое существенное». Какие-то части
прочитанного, составляющие главное в его содержании, учащийся должен
обязательно вобрать в свой рассказ, менее же существенные части этого
содержания отсеять, не включать их в пересказ. Таким образом, чтобы выполнить
краткий пересказ, учащийся должен осуществить, прежде всего, сложный анализ
воспринятого содержания: выделить главное в нем и отчленить его от
второстепенного. Так как второстепенные части, которые чаще всего дополняют
главные и «идут» рядом с ними, не должны входить в пересказ, то учащийся должен
самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей, т.
е. произвести новый синтез выделенного для воспроизведения содержания,
установить в нем новые связи. Однако сложность задачи этим еще не исчерпывается.
Краткость
пересказа не может быть достигнута простым механическим отбрасыванием,
отсеиванием, отсечением более второстепенных частей содержания. Краткость
изложения тем и сложна, что она всегда требует других, по сравнению с
воспринимаемыми, речевых средств, оборотов, способов, других формулировок для
выражения воспринятого содержания. Краткий пересказ всегда результат сложного
переосмысливания прочитанного, передача его содержания в более обобщенной
речевой форме.
В этом
смысле краткий пересказ — задача значительно более сложная, чем пересказ
выборочный. Для выборочного пересказа также осуществляется отбор одних частей и
отсеивание других, однако механизм этого отбора в выборочном и кратком
пересказах принципиально разный. В выборочном пересказе требуется обычно
воспроизвести только определенную часть содержания, причем часть эта всегда
задана, определена («Расскажи только о повадках лебедя, про все другое не
рассказывай», «Расскажи вес, что ты прочитал о природе зимнего леса, о жизни
животных о зимнем лесу рассказывать не надо» и т. п.).
Решить такую
задачу гораздо проще, чем выделить главное; чтобы выполнить последнее, надо
понимать, что такое главное и соответственно, что такое второстепенное.
Основные затруднения, которые дети испытывают, готовя краткий пересказ, связаны
прежде всего с.задачей определить, что же такое главное, а также с нахождением
соответствующих речевых форм для его выражения.
Главное
нельзя выделить путем отсечения ила простого пропуска одних частей содержания и
воспроизведения других. Главная идея, главная мысль содержания' присутствует
обычно в той или иной степени во всех его частях, вплетена (иногда очень
сложно) в ткань всего произведения, если речь идет о словесном тексте.
Выражение основного содержания почти всегда связано с переформулировкой текста,
с внесением в его содержание определенных обобщений, выводов.
Выборочный
пересказ
Выборочный
пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий
произведения. Само название этого вида пересказа свидетельствует о том, что
основным, самым существенным признаком его является отбор, выбор.
Прежде
всего, перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те части
его, те линии, которые относятся к заданной ему теме, на них сосредоточить свое
внимание. Таким образом, он должен прежде всего осуществить сложный анализ
всего содержания. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии или части
содержания) он должен вслед за этим объединить таким образом, чтобы получился
связный рассказ на заданную тему, т. е. осуществить синтез выделенного
содержания. И, наконец, учащийся все время должен заботиться о том, чтобы этот
пересказ не включился тот материал, то содержание, которое хотя и было им
воспринято рядом, но прямо с заданной для пересказа темой не связано, т. е. от
учащегося требуется суметь абстрагироваться от определенных частей воспринятого
содержания.
Известно,
какие большие препятствия вызывает у школьника необходимость дать ответ на
вопрос, относящийся только к какой-либо части текста. Как часто, в ответ на
предложение учителя продолжить, рассказ, начатый другим учеником, учащийся начинает
рассказывать все сначала.
Выборочный
пересказ предъявляет к мыслительной деятельности детей значительно, более
серьезные, требования, чем подробный. Однако сложность задачи вовсе не означает
недоступность ее для учащихся. Совсем наоборот, при определенных условиях
некоторые формы выборочного пересказа доступны учащимся даже первых классов.
Следует подчеркнуть, что именно потому, что эта задача является не простой,
решение ее способствует умственному продвижению учащихся, в первую очередь
развитию их мышления и речи.
Творческий
пересказ
Известны
следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:
- пересказ с
изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в
оригинале повествование ведется от первого лица
Пересказ с
изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой
работой, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический
характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к
необходимости некоторых изменений и в содержании текста, например, необходимо
переводить прямую речь в косвенную.
- пересказ
от лица одного из персонажей
Работа,
имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма
значительных изменений и дополнений. Чтобы успешно справиться с таким
пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер,
взглянуть на события его глазами.
- пересказ
всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными
эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей
-
продолжение рассказа, судьбы героя
Детей
особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается (точнее,
проектируется) дальнейшая судьба их любимых героев. Однако нельзя забывать, что
младшие школьники имеют слишком малый жизненный опыт, им трудно предугадать
судьбы литературных персонажей. Следовательно, предлагать детям продолжать
судьбы героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.
-
инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного
художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое
воплощение
Оно состоит
в передаче событий повествования в драматической форме. Инсценировать
рекомендуется тексты, в которых много диалогов и сравнительно проста
обстановка. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по
ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова,
принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий
(или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой
протекает действие.
- словесное
рисование («что я изобразил бы на картине»).
Для
повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также
словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание,
учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент
действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами
видите и описываете». Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые
особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется
описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.
Таким
образом, под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами»
или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.
Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на
основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ,
творческий пересказ. Рассказывание на основе личных впечатлений предполагает
изложение фактов и впечатлений из личного опыта. Задача подробного пересказа –
воспроизвести текст в той последовательности, в которой он воспринимается при
чтении. Краткий пересказ предполагает сжатую передачу смысловых частей текста.
Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части,
определенные линий произведения. При творческом рассказывании делаются
дополнения и производятся различные перестройки в исходном тексте.
|