Одна из проблем начальной школы – организация изучения слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.
Специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно усовершенствовать.
Особенность этой системы в том, что в основу работы положены индивидуальные особенности ученика. Сама целесообразность такой дифференциации методики обучения орфографии была сформулирована ещё в трудах К. Д. Ушинского.
Организация работы.
Учебно - тренировочные задания составлены по блокам. Это облегчает запоминание трудных написаний. Один блок включает 5 – 7 слов, объединённых общей темой. На изучение каждой группы слов отводится 5 дней. Работа проводится в начале каждого урока русского языка в течение 5 – 7 минут.
Изучение слов каждого блока проходит в три этапа: ознакомительно - тренировочный, учебно – тренировочный, тестирующий.
1 –й урок – этап первичного восприятия группы слов.
Предъявляется слово через загадку, ребус. После объяснения лексического значения, этимологического анализа слов, их написания учащиеся выполняют задания: составить предложения или рассказ. Задания предполагают развитие у учащихся самостоятельных исследовательских навыков (работа со словарями разных видов)
2, 3, 4 – й уроки – этапы отработки правописания группы слов.
На этом этапе проводятся различные виды работ и заданий с целью закрепления и запоминания словарных слов (подбор синонимов, антонимов, составление тематического мини – текста, работа по картине и серии картинок, «вставь слово», «допиши слово», «разделите на группы», «подберите однокоренные слова» и т. д.).
Упражнения, выполняемые учащимися на данном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений по орфографии, а также на развитие речи, активизацию и обогащение словаря, выработку умений по словообразованию.
5 –й урок – этап контроля и самоконтроля.
Учащимся предлагаются для выполнения различные упражнения. Работа может проводиться в паре. Один раз в две недели проводится контрольный диктант.
Группы слов
Карандаш капуста воробей город
класс берёза ворона деревня
пенал урожай петух Москва
тетрадь ягода сорока Родина
ученик Россия
учитель
заяц одежда девочка быстро
корова пальто народ весело
лисица платок ребята спасибо
медведь сапоги товарищ скоро
медведица фамилия хорошо
собака
лопата русский коньки
посуда суббота мороз
работа язык ветер
молоко дежурный машина
1 - й урок восприятия словарных слов практически одинаковый по всем блокам.
Я приведу примеры как можно разнообразить работу на остальных уроках.
На втором уроке можно использовать задания:
1.Запишите одним словом ответ на вопрос.
Кто учит детей? Кто учит уроки? Коробочка для хранения ручек. Чем рисуют, чертят?
В чём пишут ученики? Комната для занятий в школе.
2. Запишите одним словом определение слова.
Дерево с белой корой. (берёза).
3. Картинный диктант.
4. Выборочный диктант.
Наша деревня стоит на высоком месте. Наше Отечество, наша Родина – матушка – Россия – Москва – мать городов русских. Любимый город может спать спокойно.
5. Диктант с использованием загадок.
С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком.
Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребятам молоко даёт.
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт.
Летом шубку серую, а зимой белую носит попрыгайчик – боязливый ….
Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
6. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
С..апоги, б…тинки – это обувь, а п…льто – одежда. Пл…ток надевают на голову.
7.Самодиктант (слова записаны с пропущенной буквой). Взаимопроверка.
8. Запиши одним словом.
Синоним слов занятие, труд, деятельность (работа).
Продукт питания, белая жидкость, получаемая от коров.
Сосуд, предмет, в который можно что – либо положить или налить.
Орудие с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли.
9. Диктант с комментированием.
Русский народ создал русский язык. Суббота – шестой день недели. Дежурные поливают цветы.
10. Игра «Буква потерялась»
Задания третьего урока.
1. Составьте и запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.
К…р…ндаш (какой?), уч..ник (какой?), учит…ль (какой?).
2. Выборочный диктант.
Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
3. Когда так говорят? Запись словарных слов.
Медведь на ухо наступил. Убить двух зайцев. Как корова языком слизала.
Верный, как собака. Хитрый, как лисица.
4. Диктант по памяти. Взаимопроверка.
5. Игра « Собери слово». (работа в паре). Словарные слова рассыпаны на слоги.
6. Вставь пропущенные слова.
Всякая …… мастера хвалит. (работа).
Большие …. Стоят в сарае. (лопаты).
7. Письмо с комментированием.
Быстро, весело, спасибо, скоро, хорошо – всё кончается на о.
Задания четвёртого урока.
1. Запиши сочинение – миниатюру на тему « В школе». Использовать слова данного блока.
2. Подбери и запиши родственные слова.
3. Составьте пару. Запишите словосочетания. ( В один столбик записаны прилагательные, а в другой словарные слова с пропущенными буквами).
4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составь предложение с любой парой.
Одежда – одежонка, пальто – пальтецо, платок платочек, сапоги – сапожки.
5. Допишите слово. Составьте с одним из них предложение. (В словарных словах отсутствует первый слог).
6. Зрительно – слуховой диктант. Взаимопроверка.
Записаны предложения, где в словарных словах пропущены буквы.
Задания пятого урока.
1. Игра «Подсказка». Спиши, вставь пропущенные буквы. Самооценка.
-о-о--- (воробей)
-о-о - -(ворона)
-е - - -(петух)
-о-о - -(сорока)
2. Дано прилагательное. Составь словосоченания, добавляя словарное слово.
Задания 2, 3, 4,5 уроков могут дублироваться, т. к. они направлены на отработку правописания группы слов.
Такие виды работ помогают оживить словарную работу, повышают познавательный интерес обучающихся, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.
|