Межпредметный интегрированный урок. 2 класс «Весна, весна! И всё её радо…»
Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребёнка; формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Тема: «Изображение весны в стихотворениях русских поэтов и художников.
«Лёгкие» и «тяжёлые» цвета. Изображение весеннего неба и земли.
Задачи. Образовательные:
- формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира;
- учить воспринимать окружающий мир живым и одушевлённым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
- учить слушать и читать поэзию;
- обучать основам анализа поэтического текста;
- обучать участию в беседе, занятию поисковой работой;
Обучать построению высказывания;
- закреплять знания литературоведческих терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный образ);
- формировать представление о выразительных художественных средствах, при помощи которых художник передаёт своё настроение;
- учить передавать средства художественной выразительности с помощью цвета.
Развивающие:
- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение. Образное и логическое мышление, внимание, речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений;
- воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование.
Для учителя: плакат с изображением подснежников, выполненный в технике оригами, репродукция картины И. С. Остроухова «Ранняя весна», магнитофон, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Апрель», карточки со словарными словами; «пёрышки – цвета», изображающие «лёгкие» и «тяжёлые» цвета; блокнот « Подснежник»; акварель, 2 листа чистой бумаги, кисть, вода; силуэты предметов для физпаузы.
Для учеников: стихотворения о весне ( на листах) Е. Баратынского, И. Сурикова. А. Пушкина, А. Фета, И. Бунина, А. Блока, А. Толстого. А. Плещеева, (дети стихи заранее читали дома); акварель, альбомный лист, палитра, банка с водой, кисть; силуэты предметов для физпаузы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник. Апрель».
Дети делятся впечатлениями от музыки пьесы.
- К какому времени года можно отнести музыку?
- Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
- Я приглашаю вас посетить полянку с названием «Весна, весна! И всё ей радо…» Смотрите, здесь растут первоцветы. Почему эти цветы так названы?
- В народе их называли «сон травой». Люди в старину верили, что если этот цветок будет лежать под подушкой, то приснится сон, который обязательно сбудется. Есть у этого растения и ещё одно название – «прострел».
- Отчего его так назвали?
- Первоцветы занесены в Красную книгу. Что это значит?
- Наши первоцветы волшебные; они для вас что – то приготовили. Сегодня на уроке мы раскроем несколько бутонов с заданиями.
Дети выходят и раскрывают два бутона.
А) Прочитайте стихи о весне.
Б) Нарисуйте весеннее небо и землю.
2.2. Сообщение задач урока.
- На этом уроке мы прочитаем отрывки из нескольких стихов разных поэтов о весне. Вспомним, каким мы видели на экскурсии небо и землю, и нарисуем их.
2.3. Работа над восприятием литературных текстов и произведений искусства.
Чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна!..» учеником.
- Какое настроение передаёт автор?
- Поэту нравится весна?
- Выбери из списка образ какой весны создаёт поэт – резвой, игривой девушки или щедрой хозяйки, идущей твёрдой поступью по земле?
- Какой образ вам ближе?
Чтение стихов И. Сурикова «Хороша – весна царица».
- С чем сравнивают весну другие авторы?
- Почему у поэта возник такой образ - «весна – царица»?
- Она добрая или злая?
Чтение стихотворения А. Пушкина «С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года».
- С чем ещё сравнивают поэты весну?
- Объясните, почему весна – «утро года»?
-«Весна, весна! Как воздух чист….»
А чем пахнет весна у разных поэтов? Выберите и прочитайте строки из стихотворений. (У учеников на партах распечатки стихов).
«Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист.
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист»…. Е. Баратынский.
«Уж верба, вся пушистая,
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом»…. А. Фет.
«Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи стоишь.
И слышишь свежий запах сада,
И тёплый запах талых крыш»…. И. Бунин.
- Как ещё можно почувствовать весну? Что ещё нам говорит, что весна идёт?
«Шумят ручьи. Блестят ручьи»…. Е. Баратынский.
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями»… А. Пушкин.
«Весна идёт сторонкой,
В ручье журчит волна»…. А. Блок.
«Уж тает снег, бегут ручьи»……А. Плещеев.
- Как ведёт себя весенняя река?
Е. Баратынский «Взревев, река несёт»….
- Как назвал льдинки другой автор?
А. Фет «Ручьи, журча… как стаи лебедей»…
-Красивое сравнение?
-Мы все весенние звуки назвали?
Голоса птиц. А. Толстой «…. И зовут друг друга журавли».
-Куда зовут журавли, как вы думаете?
- Попробуйте теперь рассказать какой перед вами образ весны.
Работа по картине И. Остроухова «Ранняя весна» в вопросно – ответной форме.
- Что видите на картине?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами в стихах и в картине художника?
-Какое настроение вызывает эта картина? Созвучно ли оно настроению прочитанных нами отрывков?
-Какие строчки из стихотворений больше всего выражают содержание этой картины? Прочитайте их выразительно.
3. Физпауза.
3.1. – Поиграем в весенние звуки. У вас на партах лежат силуэты птиц, льдин, ручья( узкая лента), реки (широкая лента). Будьте внимательны. Я буду показывать на фигуру. А вы - издавать звуки, подражая пению птиц, треску ломающихся льдин, журчанию ручья, шуму воды.
3.2. – А теперь представьте себя кусочками льда, выброшенными на берег. Вот выглянуло солнышко, щекочет вам бока своими тёплыми лучиками. Что с вами происходит? Попробуйте показать, как тает льдинка, закройте глаза, расслабтесь.
4. Новая тема.
- Внимание! Мимо нас пролетела волшебная птица Царица красок и обронила свои пёрышки. Подул ветер. Какие пёрышки взлетят легко? («Лёгкие цвета»).
-Каким пёрышкам будет тяжело взлететь? («Тяжёлым цветам»)
- Перечислите эти цвета.
- Выберите цвета для изображения неба и земли весной.
- Поможем себе строками стихотворений, в которых переданы цвета неба.
А. Пушкин «Синее блещут небеса…»
А. Плещеев «Чиста небесная лазурь…»
А. Блок «Синие небеса….»
- Только синим и голубым можно изобразить весеннее небо?
- Что ещё есть на небе?
- Как поэт описывает облака?
А. Фет «Станицей тучки носятся…»
- Какого цвета облака?
- Какой поэт написал строчки передающие цвет солнца?
Е. Баратынский «Ласкаясь к солнечным лучам….»
- Какого цвета весенняя земля в стихах?
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
А. Блок «Заметней и чернее на пашне полоса…»
- От чего полоса кажется «чернее»? (Сырая земля всегда чернее).
- Какие цвета мы выберем для изображения весенней земли?
- Что будет границей неба и земли?
- Поэты выражали свои чувства, связанные с приходом весны, красивыми словами, композиторы – музыкой, а художники – красками. Вот и вы, юные художники, приступайте к работе.
5.Самостоятельная работа.
Дети рисуют весеннее небо и землю. Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель».
6.Итог урока. Задание на дом.
На доску в виде крыла птицы вывешиваются рисунки, коллективно обсуждаются выполненные работы.
- У кого работа удалась и почему?
-У кого синеют небеса?
- На чьём рисунке «станицей тучки несутся»?
- Что вам помогло изобразить весеннее небо и землю?
- Разные картины получились? Как у Фета «Везде разнообразною картиной занят взгляд…» Вот и над нашем классом пронеслась весна и махнула нам своим крылом.
- Хотите ей передать привет?
Учитель открывает ещё один бутон с плаката. «Сочините стихотворение по его началу:
«Чики – Рикки воробей…», «Уж тает снег, вода кругом…». Лучшие стихи поместим в блокноте «Подснежник».
|