Сценарий урока по литературному чтению «Стихотворение Б. Окуджавы «Весна»
4 класс.
Учитель ГБОУ СОШ № 195 Красногвардейского района Некрасова И. М.
Цели: обучение чтению и пониманию поэтического текста, обучение выразительному чтению, развитие речи, словарного запаса, творческого и логического мышления, наблюдательности, умения чувствовать подтекст стихотворения, состояние души поэта в момент написания произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение по себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, поиск необходимой информации в книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.
Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе).
1 Проверка Д/З.
- Вспомните, как называется раздел, который мы с вами сейчас изучаем.
( «О, весна, без конца и без края…»)
-Какие произведения мы читали в разделе и кто их авторы? Это поможет вам ориентироваться в небольшой литературной разминке.
- Сейчас я буду вызывать детей к доске с рисунками, а вы угадайте, к какому стихотворению выполнен рисунок, и озвучьте его строкой из стихотворения, а мы посмотрим, совпало ли ваше мнение с записями на обратной стороне листа отвечающих ребят (5 учеников).
2. Чтение и анализ стихотворения.
А) Работа и анализ стихотворения до чтения.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Б. Окуджавы.
- Прочитайте его название и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, если оно так называется?
- Все стихи в этом разделе рассказывают о постепенном приближении весны: у
А, Макаревича - о ранней весне с большим количеством снега; у Ф. Тютчева – уже воздух «весною дышит»; у А. Блока – уже начинают исчезать тучи на небе; у
В. Маяковского туч совсем уже не стало, а на небе появилось жёлтое солнце, а у С. Чёрного – много зелени, появляются кузнечики, лягушки, у Б. Окуджавы будет тоже яркое солнце, синее небо, зелёные деревья.
А что можно написать о жуке? (дети смотрят иллюстрацию).
(Он качается на травинке, греет на солнышке свои крылышки….).
Б) Чтение стихотворения, подтверждение предположений.
- Медленно прочитайте стихи про себя и попробуйте увидеть те картины природы, которые поэт создал словами.
- Какие картины вы увидели?
- В чём совпали наши предположения с содержанием стихотворения?
В) Чтение вслух по строчкам с комментариями.
«Небо синее, как на картинке».
- Что хотел сказать автор словами «как на картинке»?
(Значит оно ярко – синее, какое может быть, не бывает в природе, но может быть на картине).
- О чём говорят предложения: «Солнце. Покой»? Одно слово образует целое предложение.
(Это значит, солнца так много что оно везде; а покой такой, что ничто не колышится).
- Прочитайте строчки о жуке.
- Как жук может улыбаться?
(Когда человек радуется, он улыбается, и у него блестят глаза. От глаз идут морщинки, как лучики от солнца; а у жука от радости блестят крылышки, и он шевелит усиками).
Чтение следующих 4 – х строчек.
«Все устали от долгой метели,
Раздражительны все потому…»
-Обратите внимание: автор заговорил о зиме, а стихотворение называется «Весна».
- Интересно, почему?
_ Прочитаем дальше.
«Что бы там о зиме вы не пели,
Но длиннее она ни к чему».
_Какой вопрос здесь можно задать автору?
(Почему?)
-Попробуйте найти ответ в тексте.
Чтение следующих 4 – х строчек.
«Снег такой, что не сыщешь друг друга…»
- Попробуйте представить себе этот снег.
- Какую картину вы себе представили?
- Какое настроение в этих строчках?
Читаем дальше.
«Ночь бездонная, словно тюрьма».
- Что значит ночь бездонная?
(Очень длинная, бесконечная).
- Какое сравнение находит автор?
- Какое настроение усиливает эта строчка?
_ Прочитаем строки, которыми завершается картина зимы.
(«Всё живое засыпала вьюга, а за тем позабыла сама».)
- А дальше слова о весне.
-Прочитайте их. Как вы думаете, изменится ли интонация и почему?
(«Слава богу, что кущи и рощи наполняются звоном опять».)
- С каким чувством вы прочитали эти строки?
(С чувством облегчения, радости: наконец – то весна!)
Объясните значение слова кущи. (Словари).
(Лесные заросли).
- А о каком звоне идёт речь?
(Это звонкое пение птиц, звуки ручьёв, звон капели, все внешние звуки автор называет одним словом – звон).
Чтение следующих 2 – х строчек.
(«Наслаждается маем природа,
Зверь в лесах и звезда в небесах».)
- Кто ещё радуется весне, наслаждается ею, а мы об этом не догадываемся?
Чтение последних строк:
«и из самого сердца, народа
Вырывается долгое «Ох»!
- Какие чувства людей выражает «долгое ох»?
(Облегчение, огромную радость, восхищение).
- Как вы прочитаете эти строчки?
3 Беседа после чтения.
- Почему все так рады весне?
(Все устали…..)
- Но ведь когда – то мы радовались зиме. Поэты воспевали пушистые снежинки, шёлковый ковёр.
- Вспомним строчки стихов о зиме.
(«А по двору метелица ковром шелковым стелется».
«Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает…»
«Город зимний, город дивный, снег, как с яблонь лепестками, словно крыльев лебединых осторожное плесканье».)
Люди радуются приходу зимы после грязной, сырой, мрачной. Холодной осени. Детям можно кататься на лыжах, санках. За зиму от вьюги, метелей и морозов люди, звери, птицы устали, им хочется тепла. Всё хорошо в меру.
- Как вы понимаете слова «Пусть весна легковесней и проще»?
(Весной нет богатых шуб на деревьях, шёлковых ковров, переливающихся на солнце, как драгоценные камни; но зато земля покрывается зелёной травкой, первыми цветами; а на деревьях появляются молодые листики.)
- Можно ли почувствовать отношение автора к зиме и весне?
- Подтвердите свои мысли словами из текста.
Физминутка.
4. Работа над выразительностью чтения.
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
(На 3).
- С каким настроением будем читать первую часть?
- Прочитаем вслух.
- Как вы её озаглавили?
(Описание майского утра).
Аналогично работа со второй и третьей частями; обсуждаем интонацию, настроение, читаем вслух, работаем в парах, озаглавливаем.
(2 часть – бесконечная зима, 3 часть - торжество весны).
- Как меняется настроение автора по ходу сихотворения?
(1 часть – светлое, радостное настроение;
2 часть – усталость. Раздражительность;
3 часть – облегчение, восхищение, восторг).
- Как вы думаете, почему части распложены в такой последовательности?
Учитель обобщает ответы детей.
- Так бывает и в жизни: на смену радости приходит грусть, огорчения, неудачи, трудности, но не стоит унывать, отчаиваться, нужно стараться исправить положение, верить, что всё это пройдёт, снова будут светлые дни. Это основная мысль стихотворения.
- Вспомните всё, о чём мы говорили, ещё раз почитайте стихи про себя, подготовтесь читать выразительно, каждую часть со своей интонацией.
Выразительное чтение детей, затем чтение учителя.
5. Работа с текстом после чтения.
- Почему именно так назвал Б. Окуджава своё стихотворение?
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- Что вы узнали о поэте, прочитав эти стихи?
6. Рассказ учителя о Б. Окуджава.
- Посмотрите на портрет.
- Что вы можете сказать об этом человеке?
(Он гитарист, музыкант, певец……).
- Правильно, но он ещё и поэт, и композитор, и исполнитель своих песен.
В народе говорят: «О дереве судят по плодам. А о человек – по делам».
- Послушайте песню «Музыкант».
- Какой человек может написать такую песню?
(Он очень любит музыку, считает, что она должна будить душу человека, пробуждать в нём желание делать добрые дела.)
- Музыка грустная. Может быть, он устал и хочет отдохнуть?
(Он восхищается талантами скрипача, который может из обычной деревяшки и струн получить такую музыку).
- Действительно, скрипач – это мастер своего дела. Но и сам Б. Окуджава – это тоже известный человек. Его песни знают и любят не только у нас в России, но и во Франции, Японии, Германии, Польше. В 1985 году Б. Окуджава получил приз «Золотая гитара» на фестивале Сан – Ремо (Италия). Он участник Великой Отечественной войны, автор стихов, исторических романов. Б. Окуджава умер в 1998 году.
7. Рефлексия.
Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
8.Подведение итогов урока.
Какова главная мысль стихотворения?
9. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Найти материал о поэте.
|