Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
Детям [24]
Родителям [23]
Педагогический раздел [18]

Пользователь


Гость

Сообщения:




Группа:
Гости
Время:12:41



Форма входа


Общение

Вопрос!
Справляется ли ваш ребёнок с школьной нагрузкой?
Всего ответов: 24

Статистика

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Кнопка сайта

 
Код для вставки
 


Сайты коллег

Сайт учителя

Сайт учителя

Сайт учителя

 

 


Приветствую Вас, Гость · RSS 21.05.2024, 12:41

Главная » Статьи » Детям, родителям, педагогам » Педагогический раздел

Урок по литературному чтению.

Сценарий урока по литературному чтению «Стихотворение Б. Окуджавы «Весна»

4 класс.

Учитель ГБОУ СОШ № 195 Красногвардейского района  Некрасова И. М.

Цели: обучение чтению и пониманию поэтического текста, обучение выразительному чтению, развитие речи, словарного запаса, творческого и логического мышления, наблюдательности, умения чувствовать подтекст стихотворения, состояние души поэта в момент написания произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать  содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение по себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению  темы  урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли, поиск необходимой информации в книге, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе).

1 Проверка Д/З.

- Вспомните, как называется раздел, который мы с вами сейчас  изучаем.

( «О, весна, без конца и без края…»)

-Какие произведения мы читали в разделе и кто их авторы? Это поможет вам ориентироваться в небольшой литературной разминке.

- Сейчас я буду вызывать детей  к доске с рисунками, а вы угадайте, к какому стихотворению выполнен рисунок, и озвучьте его строкой из стихотворения, а мы посмотрим, совпало ли ваше мнение с  записями на обратной стороне листа отвечающих ребят (5 учеников).

2. Чтение и анализ стихотворения.

А) Работа и анализ стихотворения до чтения.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Б. Окуджавы.

- Прочитайте его название и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, если оно так называется?

- Все стихи в этом разделе рассказывают о постепенном приближении весны: у

 А, Макаревича  - о ранней весне с большим количеством снега; у Ф. Тютчева – уже воздух «весною дышит»; у А. Блока – уже начинают исчезать тучи на небе; у

 В. Маяковского туч совсем уже не стало, а на небе появилось жёлтое солнце, а у С. Чёрного – много зелени, появляются кузнечики, лягушки, у Б. Окуджавы будет тоже яркое солнце, синее небо, зелёные деревья.

А что можно написать о жуке?  (дети  смотрят иллюстрацию).

(Он качается на травинке, греет на солнышке свои крылышки….).

Б) Чтение стихотворения, подтверждение предположений.

- Медленно прочитайте стихи про себя и попробуйте увидеть те картины природы, которые поэт создал словами.

- Какие картины вы увидели?

- В чём совпали наши предположения с содержанием стихотворения?

В) Чтение вслух по строчкам с комментариями.

«Небо синее, как на картинке».

- Что хотел сказать автор словами «как на картинке»?

(Значит оно ярко – синее, какое может быть, не бывает в природе, но может быть на картине).

- О чём говорят предложения: «Солнце. Покой»? Одно слово образует целое предложение.

(Это значит, солнца так много что оно везде; а покой такой, что ничто не колышится).

- Прочитайте строчки о жуке.

- Как жук может улыбаться?

(Когда человек радуется, он улыбается, и у него блестят глаза. От глаз идут морщинки, как лучики от солнца; а у жука от радости блестят крылышки, и он шевелит усиками).

Чтение следующих 4 – х строчек.

«Все устали от долгой метели,

Раздражительны все потому…»

-Обратите внимание: автор заговорил о зиме, а стихотворение называется «Весна».

- Интересно, почему?

_ Прочитаем дальше.

«Что бы там о зиме вы не пели,

Но длиннее она ни к чему».

_Какой вопрос здесь можно задать автору?

(Почему?)

-Попробуйте найти ответ в тексте.

Чтение следующих 4 – х строчек.

«Снег такой, что не сыщешь друг друга…»

- Попробуйте представить себе этот снег.

- Какую картину вы себе представили?

 - Какое настроение в этих строчках?

Читаем дальше.

«Ночь бездонная, словно тюрьма».

- Что значит ночь бездонная?

(Очень длинная, бесконечная).

- Какое сравнение находит автор?

- Какое настроение усиливает эта строчка?

_ Прочитаем строки, которыми завершается картина зимы.

(«Всё живое засыпала вьюга, а за тем позабыла сама».)

- А дальше слова о весне.

-Прочитайте их. Как вы думаете, изменится ли интонация и почему?

(«Слава богу, что кущи и рощи наполняются звоном опять».)

- С каким чувством вы прочитали эти строки?

(С чувством облегчения, радости: наконец – то весна!)

Объясните значение слова кущи. (Словари).

(Лесные заросли).

- А о каком звоне идёт речь?

(Это звонкое пение птиц, звуки ручьёв, звон капели, все внешние звуки автор называет одним словом – звон).

Чтение следующих 2 – х строчек.

(«Наслаждается маем природа,

Зверь в лесах и звезда в небесах».)

- Кто ещё радуется весне, наслаждается ею, а мы об этом не догадываемся?

Чтение последних строк:

«и из самого сердца, народа

Вырывается долгое «Ох»!

- Какие чувства людей выражает «долгое ох»?

(Облегчение, огромную радость, восхищение).

- Как вы прочитаете эти строчки?

3 Беседа после чтения.

- Почему все так рады весне?

(Все устали…..)

- Но ведь когда – то мы радовались зиме. Поэты воспевали пушистые снежинки, шёлковый ковёр.

- Вспомним строчки стихов о зиме.

(«А по двору метелица ковром шелковым стелется».

«Поёт зима  - аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Город зимний, город дивный, снег, как с яблонь лепестками, словно крыльев лебединых осторожное плесканье».)

Люди радуются приходу зимы после грязной,  сырой, мрачной. Холодной осени. Детям можно кататься на лыжах, санках. За зиму от вьюги, метелей и морозов люди, звери, птицы устали, им хочется тепла. Всё хорошо в меру.

- Как вы понимаете слова «Пусть весна легковесней и проще»?

(Весной нет богатых шуб на деревьях, шёлковых ковров, переливающихся на солнце, как драгоценные камни; но зато земля покрывается зелёной травкой, первыми цветами; а на деревьях появляются молодые листики.)

- Можно ли почувствовать отношение автора к зиме и весне?

- Подтвердите свои мысли словами из текста.

Физминутка.

4. Работа над выразительностью чтения.

- На сколько частей можно разделить это стихотворение?

(На 3).

- С каким настроением будем читать первую часть?

- Прочитаем вслух.

- Как вы её озаглавили?

(Описание майского утра).

Аналогично работа со второй и третьей частями; обсуждаем интонацию, настроение, читаем вслух, работаем в парах, озаглавливаем.

(2 часть – бесконечная зима, 3 часть -  торжество весны).

- Как меняется настроение автора по ходу сихотворения?

(1 часть – светлое, радостное настроение;

2 часть – усталость. Раздражительность;

3 часть – облегчение, восхищение, восторг).

- Как вы думаете, почему части распложены в такой последовательности?

Учитель обобщает ответы детей.

- Так бывает и в жизни: на смену радости приходит грусть, огорчения, неудачи, трудности, но не стоит унывать, отчаиваться, нужно стараться исправить положение, верить, что всё это пройдёт, снова будут светлые дни. Это основная мысль стихотворения.

- Вспомните всё, о чём мы говорили, ещё раз почитайте стихи про себя, подготовтесь читать выразительно, каждую часть со своей интонацией.

Выразительное чтение детей, затем чтение учителя.

5. Работа с текстом после чтения.

- Почему именно так назвал Б. Окуджава своё стихотворение?

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- Что вы узнали о поэте, прочитав эти стихи?

6. Рассказ учителя о Б. Окуджава.

- Посмотрите на портрет.

- Что вы можете сказать об этом человеке?

(Он гитарист, музыкант, певец……).

- Правильно, но он ещё и поэт, и композитор, и исполнитель своих песен.

В народе говорят: «О дереве судят по плодам. А о человек – по делам».

- Послушайте песню «Музыкант».

- Какой человек может написать такую песню?

(Он очень любит музыку, считает, что она должна будить душу человека, пробуждать в нём желание делать добрые дела.)

- Музыка грустная. Может быть, он устал и хочет отдохнуть?

(Он восхищается талантами скрипача, который может из обычной деревяшки и струн получить такую музыку).

- Действительно, скрипач – это мастер своего дела. Но и сам Б. Окуджава – это тоже известный человек. Его песни знают и любят не только у нас в России, но и во Франции, Японии, Германии, Польше. В 1985 году Б. Окуджава получил приз «Золотая гитара» на фестивале Сан – Ремо (Италия). Он участник Великой Отечественной войны, автор стихов, исторических романов. Б. Окуджава умер в 1998 году.

7. Рефлексия.

Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

8.Подведение итогов урока.

Какова главная мысль стихотворения?

9. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. Найти материал о поэте.

 

 

 

 

Категория: Педагогический раздел | Добавил: Ирина_Михайловна (27.06.2014)
Просмотров: 1666 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright nekrasova © 2024