Тема: «Обобщение знаний о глаголе» 4 класс
Цели:
Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
Углубить знания учащихся о данной части речи.
Развивать монологическую речь учащихся.
Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивать умение работать в группах.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с набором слов, конверты с образцами выполнения работы, учебники, тетради.
I Организационный момент.
- Садитесь. В тетрадях запишите число, классная работа.
II Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока зашифрована в ключевом слове кроссворда. Вы будете записывать слова в тетради, a потом проверять, глядя в кроссворд, выделяя орфограмму в каждом слове (кроссворд на интерактивной доске).
Вопросы к кроссворду:
Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения. (дорога)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. ( библиотека)
Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (аллея)
Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
То же, что и экономика. (хозяйство)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)
Учитель: - кто не допустил ошибок в написании словарных слов? Молодцы.
-А какое ключевое слово по вертикале под цифрой 7? Итак, это слово глагол.
- Сегодня на уроке мы обобщим свои знания о глаголе.
III Повторение
Работа в группах.( 3 ряда – 3 команды.)
- Вам необходимо за 2 минуты подобрать вопросы по теме «Глагол», чтобы задать их другим командам. (учитель выдает листы для записи вопросов).
Примерные вопросы:
Что такое глагол?
Как изменяются глаголы? (по временам, , в прошедшем времени по родам и числам, в настоящем времени по лицам и числам ).
Что такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам).
Сколько спряжений у глагола?
Зачем надо знать спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Какие глаголы - исключения относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
- Вы работали дружно и быстро. Кто знал ответы на все вопросы? А остальным надо их повторить.
III Сообщение нового о глаголе
- Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе.
1. Разыгрывается сценка.
Учитель: я расскажу вам случай из жизни.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
-А как сказать правильно?
Учитель: да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. Вот некоторые из них:
( на доске открывается запись)
ПОБЕДИТЬ
УБЕДИТЬ
ДЕРЗИТЬ
БОРОЗДИТЬ
ПЫЛЕСОСИТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ
-Однако, ситуация не безвыходная.
-Как можно сказать? (победить – одержать победу)
2. Работа в парах.
- Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки ( на доске предложение).
Я (дерзить учителю).
Я грубо разговариваю с учителем.
- как можно сказать по-другому?
убедить – я уговорю, докажу, внушу,
бороздить - я рыхлю, делаю борозды, пашу;
пылесосить - я чищу пылесосом (хотя в словаре Даля есть вариант я пылесошу (разг.)
Шелестеть - я издаю шелест, шуршу.
- Кому было легко справиться с заданием? Кто испытывал трудность?
IV. Обобщение знаний о глаголе.( стихотворение на интерактивной доске)
Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
- назовите в этом стихотворении глаголы-синонимы ( зябну, дрожу, мёрзну).
- Для чего нужны синонимы? (чтобы речь была образнее, точнее, ярче).
-Назовите лишнее слово (дрожит).
- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставьте запятые, где необходимо.
Проверка: 1 ученик у доски объясняет написание окончаний. 2-й ученик объясняет расстановку запятых, 3-й ученик составляет схему предложения и дает ему характеристику.
- Хорошо отвечали ……, а ………надо еще повторить.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.
2. Образование глаголов.
- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после имени существительного).
Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются: (на доске появляется запись)
МОЧЬ
СКАЗАТЬ
ГОВОРИТЬ
ЗНАТЬ
СТАТЬ
ВИДЕТЬ
- Какие части слова участвуют в образовании слов? ( приставки и суффиксы)
-При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.
-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ (работа в малых группах)
Проверка. Одна группа читает свои слова, другие группы добавляют.
- давайте вспомним правила разбора глагола по составу и разберем глагол разговориться. (1 ученик у доски).
- У вас на столах лежат карточки с глаголами. Распределите их в три группы соответственно схемам. ( белеть, живут, подморозил, любишь, просить, посветил, шумят, охранял, задрожал, гладишь, болеть, мечтать.)
Схемы открываются на доске (
Проверка: обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по образцу, который лежит у вас на парте в конверте. Давайте оценим соседа. У кого все правильно, поставьте восклицательный знак, у кого немного ошибок – знак «+», у кого много ошибок – вопросительный знак.
Написание не с глаголом.
На доске пословица:
Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
- Объясните, как вы понимаете пословицу?
(выпала частица не)
- А как пишется частица не с глаголом?
- Запишите в тетрадь как можно больше слов с частицей «не» на тему « соблюдай правила дорожного движения».
-Запишите в тетради глагол не вытащишь из нашей пословицы и выполните морфологический разбор. (1 ученик у доски)
V.Рефлексия.- В своих тетрадях на полях в конце классной работы поставьте значок:
«»! - мне было работать легко;
«+» - я испытывал затруднения;
«?» - мне было трудно.
VI. Домашнее задание.
- В дидактическом материале выполните упражнение стр.66 упр.128
|