Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
Детям [24]
Родителям [23]
Педагогический раздел [18]

Пользователь


Гость

Сообщения:




Группа:
Гости
Время:15:04



Форма входа


Общение

Вопрос!
Справляется ли ваш ребёнок с школьной нагрузкой?
Всего ответов: 24

Статистика

Рейтинг@Mail.ru


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Кнопка сайта

 
Код для вставки
 


Сайты коллег

Сайт учителя

Сайт учителя

Сайт учителя

 

 


Приветствую Вас, Гость · RSS 21.05.2024, 15:04

Главная » Статьи » Детям, родителям, педагогам » Педагогический раздел

русский язык

Тема: «Обобщение  знаний о глаголе» 4 класс

Цели:

Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.
Углубить знания учащихся о данной части речи.
Развивать монологическую речь учащихся.
Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивать умение работать в группах.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с набором слов, конверты с образцами выполнения работы, учебники, тетради.

I Организационный момент.

- Садитесь. В тетрадях запишите число, классная работа.

II Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока зашифрована в ключевом слове кроссворда. Вы будете записывать слова в тетради, a потом проверять, глядя в кроссворд, выделяя орфограмму в каждом слове (кроссворд на интерактивной доске).

Вопросы к кроссворду:

Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения.   (дорога)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.  ( библиотека)
Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим  её сторонам. (аллея)
Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
То же, что и экономика. (хозяйство)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)

Учитель: - кто не допустил ошибок в написании словарных слов? Молодцы.
-А какое ключевое слово по вертикале под цифрой 7? Итак, это слово  глагол.

- Сегодня на уроке мы обобщим свои знания о глаголе.

III Повторение

Работа в группах.( 3 ряда – 3 команды.)

- Вам необходимо за 2 минуты подобрать вопросы по теме «Глагол», чтобы задать их другим командам. (учитель выдает листы для записи вопросов).

Примерные вопросы:

Что такое глагол?
Как изменяются глаголы? (по временам, , в прошедшем времени по родам и числам, в настоящем времени по лицам и числам ).
Что такое спряжение? (Изменение глагола  по лицам и числам).
Сколько спряжений у глагола?
Зачем надо знать спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола?
Какие глаголы - исключения относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

- Вы работали дружно и быстро. Кто знал ответы на все вопросы? А остальным надо их повторить.

III Сообщение нового о глаголе

- Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе.

1. Разыгрывается сценка.

Учитель: я  расскажу вам случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…

-Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

-А как сказать правильно?

Учитель: да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед.ч. Вот некоторые из них:

( на доске открывается запись)

ПОБЕДИТЬ
УБЕДИТЬ
ДЕРЗИТЬ
БОРОЗДИТЬ
ПЫЛЕСОСИТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ

-Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (победить – одержать победу)

2. Работа в парах.

- Попробуйте составить предложение, раскрывая скобки ( на доске предложение).

Я (дерзить учителю).

 Я грубо разговариваю с учителем.

- как можно сказать по-другому?

убедить – я уговорю, докажу, внушу,

 бороздить -  я рыхлю, делаю борозды, пашу;

 пылесосить -    я чищу пылесосом (хотя в словаре Даля есть вариант я  пылесошу (разг.)                                         

Шелестеть -  я издаю шелест, шуршу.

- Кому было легко справиться с заданием? Кто испытывал трудность?

IV.  Обобщение знаний о глаголе.( стихотворение на интерактивной доске)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.

- назовите в этом стихотворении глаголы-синонимы ( зябну, дрожу, мёрзну).

- Для чего нужны синонимы? (чтобы речь была образнее, точнее, ярче).

-Назовите лишнее слово (дрожит).

- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставьте запятые, где необходимо.

Проверка: 1 ученик у доски объясняет написание окончаний. 2-й  ученик объясняет расстановку запятых, 3-й ученик составляет схему предложения и дает ему характеристику.

- Хорошо отвечали ……, а ………надо еще повторить.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.

 

2. Образование глаголов. 

- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после имени     существительного).

Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются: (на доске появляется запись)

МОЧЬ
СКАЗАТЬ
ГОВОРИТЬ
ЗНАТЬ
СТАТЬ
ВИДЕТЬ

- Какие части слова участвуют в образовании слов? ( приставки и суффиксы)

-При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

-Образуйте новые глаголы от одного из самых употребляемых глаголов ГОВОРИТЬ (работа в  малых группах)

Проверка. Одна группа читает свои слова, другие группы добавляют.

- давайте вспомним правила разбора глагола по составу и разберем глагол разговориться. (1 ученик у доски).

- У вас на столах лежат карточки с глаголами. Распределите их в три группы соответственно схемам. ( белеть, живут, подморозил, любишь, просить, посветил, шумят, охранял, задрожал, гладишь, болеть, мечтать.)

Схемы открываются на доске (

Проверка: обменяйтесь тетрадями с соседом и  проверьте  по образцу, который лежит у вас на парте в конверте. Давайте оценим соседа.  У кого все правильно, поставьте восклицательный знак, у кого немного ошибок – знак «+», у кого много ошибок – вопросительный знак.

Написание не с глаголом.

На доске пословица:

Без труда   вытащишь и рыбку из пруда.

- Объясните, как вы понимаете пословицу?

(выпала частица не)

- А как пишется частица не с глаголом?

- Запишите в тетрадь как можно больше слов с частицей «не» на тему « соблюдай правила дорожного движения».

-Запишите в тетради глагол не вытащишь из нашей пословицы и выполните морфологический разбор. (1 ученик у доски)

V.Рефлексия.- В своих тетрадях на полях в конце классной работы поставьте значок:

«»! - мне было работать легко;

 «+» - я испытывал затруднения;

«?» -  мне было трудно.

VI. Домашнее задание.

- В дидактическом материале выполните упражнение   стр.66 упр.128

 

Категория: Педагогический раздел | Добавил: Ирина_Михайловна (04.05.2015)
Просмотров: 413 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright nekrasova © 2024